Тел. 8 (39167) 9-06-20
Факс 8 (39167) 9-15-65
E-mail dzergin@krasmail.ru
1.1. Настоящие рекомендации для исполнительных органов субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления по оказанию
консультационной поддержки гражданам, претендующим на получение социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее соответственно - рекомендации, социальная выплата), разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в
экстренном массовом порядке на иные территории» (далее - Постановление
№ 1876) в целях оказания консультационной поддержки гражданам (жителям г.
Херсона и части Херсонской области), претендующим на получение социальных выплат (далее - граждане).
1.2. Рекомендации применяются исполнительными органами субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления при обращении
граждан за разъяснениями по вопросам получения социальной выплаты в рамках Постановления № 1876.
2.1. При обращении граждан за разъяснением процедуры предоставления
социальной выплаты исполнительным органам субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления рекомендуется предоставлять следующие
основные сведения:
2.1.1. Социальная выплата предоставляется гражданам однократно.
2.1.2. Средства социальной выплаты могут быть направлены исключительно
на оплату приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения.
2.1.3. Размер социальной выплаты определяется, исходя из размера норматива
стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской
Федерации, определяемого один раз в полугодие Министерством строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и норматива
обеспечения жилой площадью, составляющего 33 кв. метра для одиноко
проживающих граждан, 42 кв. метра - для семей из 2 человек и по 18 кв. метров на
одного человека - для семей из 3 и более человек.
2.1.4. Гражданин вправе приобрести за счет средств социальной выплаты
более одного жилого помещения, в том числе с использованием привлеченных
(кредитных, заимствованных) или собственных средств.
2.2. Прием заявлений на предоставление гражданам социальной выплаты
осуществляется многофункциональным центром предоставления государственных и
муниципальных услуг (далее - МФЦ) или уполномоченным исполнительным
органом субъекта Российской Федерации. Уполномоченный исполнительный орган
субъекта Российской Федерации определяется решением высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации. Результатом предоставления услуги является
выдача гражданину социальной выплаты, удостоверяемой государственным
жилищным сертификатом в бумажном или электронном виде.
2.3. Основанием для оказания услуги по предоставлению государственного
жилищного сертификата является личное обращение гражданина (законного
представителя) в МФЦ или уполномоченный исполнительный орган субъекта
Российской Федерации с заявлением и комплектом документов. Все документы,
прилагаемые к заявлению, составленные на украинском языке, представляются
с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме.
2.4. Перечень документов, прилагаемых гражданином к заявлению
на предоставление социальной выплаты:
- документ, удостоверяющий личность гражданина, членов его семьи (паспорт
гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие
личность). При наличии в указанных документах отметки о регистрации по месту
жительства в г. Херсоне или части Херсонской области иных документов,
подтверждающих факт постоянного проживания граждан на указанной территории,
не требуется;
- документы, выданные органами публичной власти Херсонской области,
органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления
Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие
гражданское состояние. Указанные документы представляются с целью
подтверждения родственных связей и определения состава семьи;
- в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, отметки
о регистрации по месту жительства, гражданин представляет иной документ,
удостоверяющий факт постоянного проживания его в г. Херсоне или части
Херсонской области гражданина и (или) членов его семьи (например, документы,
подтверждающие право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне
или части Херсонской области (при их наличии). В случае отсутствия таких
документов - письменное объяснение гражданина, подтверждающее факт
постоянного проживания г. Херсоне или части Херсонской области.
В целях осуществления дополнительной проверки представленных
документов в случае неполноты или отсутствия тех или иных данных
уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе
запросить у гражданина иные документы.
2.5. Уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации
после получения заявления гражданина и комплекта документов проводит проверку,
дает оценку представленным документам и сведениям и в течение 5 рабочих дней
принимает решение о предоставлении социальной выплаты или об отказе
в ее предоставлении.
В случае отсутствия в представленных документах информации, позволяющей
достоверно установить факт постоянного проживания гражданина в г. Херсоне или
части Херсонской области, уполномоченный исполнительный орган субъекта
Российской Федерации направляет запрос в уполномоченный орган Херсонской
области с целью подтверждения проживания гражданина на указанной территории.
Сроки рассмотрения заявления в таком случае могут быть увеличены на 10 рабочих
дней.
2.6. Уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации
самостоятельно либо посредством МФЦ уведомляет гражданина о принятом
решении. В случае принятия положительного решения государственный жилищный
сертификат направляется гражданину по электронной почте, указанной в заявлении,
либо выдается на бумажном носителе в МФЦ, либо в уполномоченном
исполнительном органе субъекта Российской Федерации.
В случае отказа в предоставлении социальной выплаты уполномоченный
исполнительный орган субъекта Российской Федерации уведомляет гражданина
о принятом решении с обоснованием отказа. При этом гражданину необходимо
пояснить, что в случае устранения причин, повлекших отказ в предоставлении
социальной выплаты, гражданин вправе повторно обратиться с заявлением
о предоставлении социальной выплаты.
2.7. После получения государственного жилищного сертификата гражданин
заключает договор купли-продажи жилого помещения. При этом в договоре должны
содержаться следующие обязательные условия:
- оплата стоимости или части стоимости жилого помещения осуществляется
за счет средств социальной выплаты. При этом необходимо указать реквизиты
выданного государственного жилищного сертификата, размер социальной выплаты;
- государственная регистрация перехода права собственности к гражданину
осуществляется до перечисления средств социальной выплаты продавцу;
- перечисление средств социальной выплаты на расчетный счет продавца,
указанный в договоре купли-продажи, осуществляется уполномоченным
исполнительным органом субъекта Российской Федерации после регистрации
перехода права собственности к гражданину и членам семьи.
2.8. После заключения договора купли-продажи и государственной
регистрации перехода права собственности к гражданину в целях перечисления
социальной выплаты (погашения государственного жилищного сертификата)
гражданин подает заявление в МФЦ или уполномоченный исполнительный орган
субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность гражданина и членов его семьи
(паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, удостоверяющие
личность);
- договор купли-продажи жилого помещения;
- государственный жилищный сертификат;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости,
подтверждающую переход права собственности;
- заявление о перечислении социальной выплаты продавцу с указанием
банковского счета продавца.
2.9. Уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации
после получения заявления и комплекта документов, указанного в пункте 2.8
рекомендаций, проводит проверку, дает оценку представленным документам,
принимает решение о перечислении денежных средств или об отказе в
перечислении.
2.9.1. В случае принятия положительного решения уполномоченный
исполнительный орган субъекта Российской Федерации перечисляет денежные
средства на банковский счет продавца, указанный в договоре купли-продажи, в
срок, установленный порядком субъекта Российской Федерации по предоставлению
социальных выплат.
2.9.2. Решение об отказе в перечислении социальной выплаты может быть
принято в случае:
1) несоответствия заявления о перечислении социальной выплаты
требованиям, установленным порядком субъекта Российской Федерации по
предоставлению социальных выплат;
2) представления гражданином (гражданами) или его (их) представителем
неполного перечня документов;
3) выявления противоречий (несоответствий) между сведениями,
содержащимися в представленных заявлении о перечислении социальной выплаты,
и документах.
2.9.3. В случае отказа в перечислении средств социальной выплаты
уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации
уведомляет гражданина о принятом решении с обоснованием такого отказа. При
этом необходимо пояснить гражданину, что он вправе повторно обратиться с
заявлением о перечислении социальной выплаты после устранения причин,
повлекших отказ.
2.10. Рекомендуется также разъяснять гражданам основные требования
к приобретаемым жилым помещениям, а именно:
- жилое помещение должно отвечать требованиям, установленным статьями
15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным
применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного
проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
Рекомендуется разъяснять гражданам, что приобретение с использованием средств
социальной выплаты ветхих, аварийных, непригодных для проживания жилых
помещений не соответствует критериям Постановления № 1876 и может привести
к невозможности оплаты приобретаемого жилого помещения за счет средств
социальной выплаты;
- приобретаемое жилое помещение оформляется в общую долевую
собственность в равных долях на всех членов семьи гражданина, указанных
в государственном жилищном сертификате;
- общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого
члена семьи, учтенная при расчете размера социальной выплаты, не может быть
меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами
местного самоуправления, в целях исключения принятия граждан на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения.
2.11. В случае если стоимость жилого помещения меньше суммы, указанной
в государственном жилищном сертификате, то размер социальной выплаты,
предоставляемой гражданину на основании выданного государственного
жилищного сертификата, ограничивается стоимостью приобретаемого жилого
помещения.
2.12. Гражданин, получивший государственный жилищный сертификат
на территории одного субъекта Российской Федерации, впоследствии принявший
решение о выборе в качестве места жительства другого субъекта Российской
Федерации, отличного от указанного в государственном жилищном сертификате,
вправе обратиться в МФЦ или уполномоченный исполнительный орган субъекта
Российской Федерации, на территории которого планируется проживание,
с заявлением об отказе от ранее выданного и о получении нового государственного
жилищного сертификата. При этом гражданину выдается новый государственный
жилищный сертификат, ранее выданный аннулируется.